Условно компрессорное оборудование делят на бытовое оборудование, полупрофессиональное и профессиональное. Как правило, в состав компрессорного оборудования входит воздухосборник (ресивер).
Ресивер служит для сглаживания пульсаций воздуха, а также он держит запас сжатого воздуха при временном отключении компрессорной установки.
Воздушные компрессоры повсеместно применяются во многих отраслях от нефтепереработки до медицины. Существует также целый ряд так называемых «бытовых» компрессоров, предназначенных для частного использования. Причем, как правило, в промышленности используются винтовые, а в быту – поршневые или мембранные компрессоры.
Промышленные компрессоры подходят для постоянной, непрерывной работы в качестве энергоносителя, а также в качестве технологической составляющей, в том случае, когда воздух входит в контакт с конечной продукцией (пищевая, медицинская промышленность).
Основными техническим характеристиками компрессоров являются:
- величина создаваемого давления сжатого воздуха (атм., bar.);
- производительность по всасыванию или по нагнетанию (м3/мин, л/мин, л/сек);
- мощность первичной силовой установки (кВт);
- габариты и масса компрессора.
Компрессоры классифицируют по очень многим признакам. Рассмотрим самые распространённые из них:
1. По системе смазки:
- масляные;
- безмасляные.
2. По типу соединения с первичной силовой установкой:
- коаксиальные;
- ременные.
3. По характеру режима сжатия воздуха:
- мембранные;
- поршневые;
- ротационные или винтовые.
4. По числу рабочих полостей:
- одинарного действия;
- двойного действия.
5. По числу ступеней сжатия:
-одноступенчатые;
- двухступенчатые;
- многоступенчатые.
6. По конструктивному исполнению, включающему:
- вид первичной силовой установки (электродвигатель, двигатели внутреннего сгорания)
- вид используемой системы охлаждения (масляная, воздушная);
- возможности передвижения (стационарные, передвижные);
- общую компоновку узлов, отражающую место монтажа силового оборудования (на раме, на ресивере);
- расположение ресивера (горизонтальное, вертикальное);
- степень комплектации аппаратурой (воздухо-подготовительной, контроля и безопасности).
Итак, начнем по порядку:
1.Смазка компрессоров.
Для устранения износостойкости деталей, в компрессорах используют смазку маслом между поршнем и цилиндром в поршневых компрессорах, и между винтами – в винтовых компрессорах. Соответственно, какая-то часть масла смешивается со сжатым воздухом. Поэтому чтобы убрать масло используют маслоотделители и фильтры. Если содержание масла должно быть очень маленьким (0,01 мг/м3) используют безмасляные компрессоры, которые дороже, но менее надежны, чем обычные.
Безмаслянные компрессоры
В безмасляных компрессорах отсутствует картер. При их разработке были использованы специальные технические решения и особые материалы с низким коэффициентом трения и пониженной степенью износа, что гарантирует длительный срок службы компрессоров. Используются для систем, требующих чистый без примеси масла воздух. Отличительными чертами являются неприхотливость, небольшие размеры и вес, возможность перевозки в любом положении, практически не требуют технического обслуживания. Безмаслянные компрессоры обычно применяются для производства мягкой и корпусной мебели, небольших окрасочных работ, для питания стоматологических установок (особенно в исполнении с шумозащитным кожухом).
Маслянные компрессоры
В масляных компрессорах все внутренние детали смазываются посредством системы разбрызгивания. Игла, расположенная в нижней части соединительного штока, погружается в масло и разбрызгивает его по стенкам цилиндра и соединительного штока, наиболее подверженных трению. Масло образует пленку между движущимися частями, которая предотвращает прямой контакт металл-металл, снижая тепловыделение и степень износа при сохранении производительности компрессора. В отличие от безмаслянных компрессоров они имеют более длительный срок службы, но требуют технического обслуживания и выбрасывают в систему масло, что требует установки фильтров на выходе. Применяются в самых различных отраслях: автосервис, мебельные и отделочные мастерские, выполнение некрупных фасадных работ и ремонтов.
2.Типы соединения с первичной силовой установкой (привод)
Коаксиальные компрессоры (компрессоры с прямым приводом) - это схемапривода, в которой вал кривошипа и электродвигателя соединены соосно через муфту исоставляют единое целое. Это позволило отказаться от целого ряда механических компонентов и, что наиболее важно, избежать потерь мощности, которые неизбежны при опосредованном соединении. Достоинством такой схемы является простота и компактность, а недостатками являются снижение надежности и затруднение теплоотвода.